Эмпатия

 

 


   Есть много попыток определить понятие "эмпатия", и мне самому принадлежит несколько. Более чем двадцать лет назад я предложил одно из определений в ходе  систематизированного изложения моих новых взглядов. Оно заключается в следующем.

 

   Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого  точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения "как будто". Так, ощущаешь радость или боль   другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок "как будто": как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации.

Для формулировки моего современного представления я буду опираться на понятие состояния, или переживания, как оно было введено Гендлиным.  Это понятие обогатило моё представление в целом ряде пунктов.

 

   Суммируя кратко, Гендлин считает, что в любой момент времени человек испытывает состояния, к которым он может многократно обращаться в процессе поиска их смысла. Они служат своего рода субъективным ориентиром в этом поиске.

 

   Эмпатичный терапевт проницательно улавливает смысл состояния, переживаемого пациентом в данный конкретный момент, и указывает на этот смысл, чтобы помочь пациенту сконцентрироваться на нем и побудить пациента к дальнейшему и более полному и беспрепятственному переживанию.

 

   Небольшой пример может пояснить как само понятие переживания, так и его отношение к эмпатии.

Один участник психотерапевтической группы довольно негативно высказался в адрес своего отца. Ведущий говорит:  "Создаётся  впечатление, что ты сердит на своего отца". Тот отвечает: " Нет я не думаю", - "Может быть, ты разочаровался в нем?" Следует быстрый ответ: "Да, я разочаровался тем, что он слабый человек. Я думаю, я давно разочаровался в нем, ещё в детстве".

 

   С чем этот человек сверялся, устанавливая правильность предлагавшихся слов? Гендлин считает, и я согласен с ним, что это было некое наличное психофизиологическое состояние. Обычно оно субъективно достаточно определённо, и человек может хорошо пользоваться им для сравнения с подбираемыми обозначениями.  В нашем случае " сердит" не подходит, "не удовлетворён"  - оказывается ближе, и слово "разочарован" - вполне точно. Будучи найдено, оно, как это часто бывает, побуждает к дальнейшему течению переживаний.

 

   На основе изложенного,  позвольте мне попробовать описать  эмпатию более удовлетворительным для меня сейчас образом. Я больше не говорю "состояние эмпатии", потому что думаю, что это скорее процесс, чем состояние. Попытаюсь описать его суть.

 

   Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем "как дома". Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого - к страху или гневу, или расстроганности, или стеснения, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемое чувство, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение о ваших впечатлениях, о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частые обращения к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого, указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете в стороне своё  "я". Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определённом смысле: они знают, что они потеряли себя в порой странном и причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят.

 

   Может быть  это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным, и в то же время - тонким и чутким.

 

   Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Сборник, М., МГУ, 1984, с. 235-237.


Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


Архив новостей

Ноябрь 2017 (4)
Октябрь 2017 (10)
Сентябрь 2017 (3)
Август 2017 (15)
Июнь 2017 (13)
Май 2017 (6)

Сейчас на сайте

Юзеры (0):
Гости (5):
Боты (0):
Всего на сайте: 5